Эдгар Дега — французский импрессионист, живописец и скульптор. В 1881 г. на шестой выставке импрессионистов он представляет свою «Маленькую танцовщицу», восковую фигуру, изображающую юную балерину. Неоднозначно встреченную публикой статуэтку уже после смерти художника отливают в бронзе, изготавливая двадцать восемь копий. Проданные за большие деньги, сегодня эти копии хранятся в крупнейших музеях мира и в частных коллекциях. В 2009 г. стоимость одной такой маленькой танцовщицы на аукционе Sotheby’s в Лондоне составила рекордные 19 млн 200 тыс долларов США. До эьтого, в 1999 г., другая бронзовая копия была оценена в 12 млн 400 тыс.
Налицо колоссальный искусствоведческий парадокс: сам Эдгар Дега не отлил ни одной статуэтки из бронзы, однако это не мешает коллекционерам выкладывать за бронзовых танцовщиц фантастические суммы. Вот что значит «репутация». У художника с именем зачастую покупают произведения не лучшего качества, а иногда и то, чего он вообще не создавал. Это правило работает и в бизнесе: сначала ты тяжёлым трудом зарабатываешь репутацию, а потом она работает на тебя, без твоего участия. «Искусство — не то, что вы увидели, но то, что позволяет увидеть это другим», — говорил Дега. И он был прав.
Edgar Degas is a French impressionist, painter and sculptor. In 1881, at the sixth impressionist exhibition, he presents his Little Dancer, a wax figure depicting a young ballerina. The ambiguously met statuette after the artist’s death is cast in bronze, making twenty-eight copies. Sold for a lot of money, today these copies are stored in the largest museums in the world and in private collections. In 2009, the cost of one such little dancer at Sotheby’s in London was a record 19 million 200 thousand US dollars. Until the eighth, in 1999, another bronze copy was estimated at 12 million 400 thousand.
There is a colossal art criticism paradox: Edgar Degas himself did not cast a single bronze figurine, but this does not prevent collectors from paying fantastic amounts for bronze dancers. That’s what reputation means. Works of not the best quality are often bought from an artist with a name, and sometimes something that he did not create at all. This rule also works in business: at first you earn a reputation by hard work, and then it works for you, without your participation. “Art is not what you saw, but what allows others to see it,” Degas said. And he was right.